Китайская "Книга перемен"  

Учение Дона Карлоса

Глава 1: Абсолютная любовь Мир согласно Дону Хуану
     
- Реальность согласно Дону Хуану 
     
      - Судьба безупречности  

Глава 2. Карма служения. Специальное управление повседневной реальностью
      - Тело как поле энергии.
      - Путь к личной силе.  

  Старинные календарные обряды и гадания  
  Путешествие по лунному календарю  
  Погодные приметы  
  Толкование снов  
  Луна и сны  
  Как определить характер по почерку  
  Подробнее о рунах.  
  Взрослые и дети  
  Вопросы и ответы  
  Кармический сосуд  
  О любви  
  Диагностика жизни и здоровье  
  Учение Дона Карлоса  

 

 

1. Мир согласно Дону Хуану

Истоки
Истоки видения мира дона Хуана Матуса уходят своими корнями в тайну, хотя очевидно, что они имеют мультиэтнический субстрат и разделяют многие свои элементы значения с индейским миром Мезоамерики, и в частности, с тольтекским миром. Эти соотношения можно отметить в имеющейся этноисторической информации о доколумбовой Мезоамерике, так же как и в непостредственном знании потомков тольтеков, живущих в настоящее время, и примером которых являются науа, уичоли и майя.
Такие понятия как тональ и нагваль, другое я, сновидение, земля как разумное существо и так далее, можно встретить в употреблении и практике современных индейцев на пороге 2000 года, при общении с индейцами тольтетского происхождения.
Человечество интуитивно ощущало, что есть иное понимание реальности, восходящее к полям энергии, и оно не является в полной мере таким, каким мы его обычно воспринимаем. Такое же понимание мы встречаем в религиозном и философском видении восточных течений, таких как йога или индуизм. Оно есть и в современных научных теориях физики или в течениях такой философской мысли, как феноменлогия. (Альфред Шутц "Феноменология социального мира" 1967)
Во всяком случае похоже, что никто не выражал подобное видение реальности с такой ясностью и практичностью, как это делает Карлос Кастанеда в своих произведениях. Он выделяет в них тот факт, что такая идея (относительность восприятия и вытекающее отсюда существование альтернативных реальностей) не является чисто философской спекуляцией или праздным интеллектуальным развлечением, а имеет конкретные приложения на уровне восприятия и жизненного опыта индивидуума. Мы это можем наблюдать в экстраординарных событиях, которые происходили среди воинов партии нагвеля. Эти события описаны в девяти опубликованных до настоящего времени книгах.

Эманации орла
Для дона Хуана Матуса существующий мир состоит не из таких объектов, какими они кажутся нам, а создан из полей энергии, которые он называет "эманациями орла" (VI-309), они и составляют фактически единственную трансцендентальную реальность.
Эти эманации сгруппированы в большие гроздья или "пояса" (VII-181), представляющие собой независимые друг от друга миры. Дон Хуан говорит о существовании 48 больших поясов эманаций, два из которых доступны человеку во время его обычного восприятия. Один является поясом, в котором сгруппирована органическая жизнь, а в другой - поясов, который содержит структуры, не обладающие сознанием, вероятно минералы, газы, жидкости и так далее.
Внутри пояса эманаций органических существ существует, в частности, полоса человека, определяющая узкие границы восприятия известного. В той мере, в какой каждый человек не выравнивает все эманации человеческого пояса, существуют небольшие вариации в возможностях восприятия людьми друг друга, которые обычно интерпретируются как случаи особой чувствительности, экстраченсорного восприятия, психических феноменов и так далее.
Эманации, выравненные обычным образом, известны как нормальное сознание, тональ, правая сторона и так далее. Внутри человеческого пояса остается большое число доступных, но отвергнутых эманаций, которые присутствуют в качестве латентной возможности, обычно игнорируемой в течение всех жизни. Эти эманации образуют подход к неизвестному.
Эманации по ту сторону от человеческого пояса составляют собственно неизвестное, и нигогда не являются выравненными в контексте обычных людей. Эти эманации называют нагваль, необычная реальность, левая сторона и так далее. Часть работы дона Хуана и группы его воинов была направлена на развитие способности выравнивать и воспринимать такие эманации.

Точка сборки
Фактор, определяющий какие эманации будут выбраны (задействованы) или "выравниваются" (VII-79) в конкретный момент восприятия, называются "точкой сборки" (VII0129) и может рассматриваться как собственное сознание, которое подбирает адекватные эманации для осуществления мгновенного восприятия всех элементов, составляющих воспринимаемый мир.
Небольшое движение положения точки сборки производит выравнивание эманаций, обчыно отвергаемых человеческим поясом. Значительное изменение ее позиции производит выравнивание других больших поясов эманации.
Именно система знания, которую нам дает Кастанеда, ставит цель добиться преднамеренного перемещения точки сборки для того, чтобы осовободить человека от узких рамок своего обычного восприятия. Хотя перемещение точки сборки является непростой задачей, но даже небольшое ее движение вызывает огромные изменения в жизни какого-либо человека: как в форме его существования, так и в поведении и восприятии мира.
Вся система обучения дона Хуана нацелена на это направление и подразделяется на две области: обучение для правой стороны и обучение для левой стороны, которые означают (каждая по своему специфические формы неделания, ведущие к перемещению точки сборки. Наиболее представительными выражениями этого обучения являются сталкинг (выслеживание) и сновидение соответственно.
Восприятие эманаций является способностью живых существ, которую они культивируют на протяжении своей жизни для того, чтобы эманции отбирались определенным образом. Для культивирования своего воспиятия каждое человеческое существо рассматривается обязанным (с начала своей жизни) развивать способность отбирать только одну часть из совокупности доступных человеку эманаций, и упорядочивать их на чувственном уровне таким образом, чтобы они имели функциональный эффект для индивидуума. Если этого не сделать, то совокупность эманций воспринимается как огромный хаос.

Формы внимания
Как мы уже говорили, фактор сознания, которы определяет множество эманаций, являющихся выравненными, называется точкой сборки. Способность "извлекать пользу" из выравненных эманаций, объединяя подходящие и отказываясь от ненужных для наведения порядка и смысла в восприятии каждого объекта в отдельности, известна как "внимание" и достигается, начиная от сознания в несформированном виде с помощью культивирования восприятия.
В соответствии с областями, в которых дествует внимание, оно подразделяется на три типа, которые соответствуют трем уровням реализации; первое внимание является упорядочиванием восприятия в мире известного; второе внимание действует и устанавливает порядок в области неизвестного, а третье внимание объединяет два предыдущих, позволяя проникать даже в то, что нельзя знать.
Для обычного человека и для воина на начальное стадии обучения первое внимание является самым важным, потому что оно является полем деятельности ,в котором находится его жизнь. Фактически это есть специальное и стратегическое управление своими действиями в первом внимании, оно дает ему возмоность получить доступ ко второму вниманию.
Первое внимание отбирает и организует те, воспринимаемые нами эманации, основные черты которых остаются невыравненными с начала нашей жизни. Способ, которым это делается, появляется не случайно, а в результате специфической тренировки, производимой нами на протяжении всей нашей жизни.

Что можно и чего нельзя познать.
Не все эманации Орла доступны человеку, большое число их остается внутри "того, что не может быть познано". В книге "Внутренний огонь" дон Хуан утверждает, что сфера познаваемого состоит из семи больших полос эманаций, которые могут в конечном счете быть доступны восприятию и разделяются на известное и неизвестное.
Область известного является в действительности мельчайшей частью из всех эманаций, доступных человеку; в ней он остается на протяжении всей своей жизни обычногочеловека, и она содержит все элементы того, что он воспринимает в качестве реальности повседневного мира. То, чем каждый типичный человек является, и что он делает, находится в этой мизерной части.
Неизвестное является практически неограниченной частью, которая обычно остается неиспользованной на протяжении всей жизни, даже когда мы имеем возможность иногда переключится и воспринять какую-нибудь часть эманаций Орла, содержащихщся в ней.

Описание мира
В момент рождения ребенок не воспринимает мир таким же образом, как взрослые люди. Это происходит потому, что его внимание все еще не действует в качестве первого внимания, поскольку не отделяет воспринимаемый мир от тех людей, которые его окружают. Хотя он окружен теми же эманациями, что и остальные люди, он не научился отбирать их и организовывать, как это делают взрослые люди. Этому он будет учиться постепенно, по мере того, как будет расти и усваивать описание мира, которое ему предоставят окружающие его старшие. Естественным образом, каждый человек, особенно взрослый, контактирующий с ребенком, превращается (как правило неосознанно) в учителя, беспрестанно описывающего малышу мир; и хотя изначально ребенок не понимает описания, потому что не воспринимает мир в этих терминах, постепенно он усваивает их и окончательно учится воспринимать реальность в терминах описания. Фактически, это описание определит точную форму, в которой его восприятие отберет и организует окружающие поля энергии. Поэтому следует отметить, что воспринимаемое нами из дня в день является тем самым описанием, которое постоянно исходит из нас самих вовне.
Течение описания поддерживается обычным непрерывным образом, подрепляя всякий раз восприятие знакомого нам мира, миг за мигом, день за днем. Если течение описания прекращается, описываемая реальность также рушится, что в произведениях Кастанеды называется "остановить мир". Видение как раз относится к способности воспринимать мир таким, каким он однажды открывается, когда описание прервано.
В рассматриваемом случае, когда Карлос выступает в роли ученика, на протяжении начальной фазы своей работы дон Хуан побуждает его изучить магическое описание мира с точки зрения брухо, как средство прервать течение обычного описания, раскрывая ему в дальнейшем, что последнее (обыденное описание) является не большей реальностью, чем новое описание, за которое также не стоит цепляться. Фактически, как неоднократно утверждает дон Хуан, он не является брухо, а является воином и видящим.

 

 

Внутренний диалог
Внутренний диалог является мысленным разговором, который мы постоянно поддерживаем сами с собо, и представляет собой самое прямое описание мира, усвоенное каждым из нас. В каждом из нас как бы существует некий сторож, основной задачей котого является защищать данное описание, подкармливая его своим собственным содержанием (мыслями) и вырабатывая такие делания, которые его укрепляют; то есть, вследствие тех вещей, которые мы рассказываем сами себе, мы воспринимаем мир и ведем себя так, как мы это всегда делаем, что в свою очередь стремится подтвердить содержание внутреннего диалога и самого описания.
Это приводит нас к крайности, заключающейся в том, что мы обычно подменяем окружающую нас реальность нашими мыслями. Мы смотрим на мир, на предметы, на людей или на самих себя, и в то же время думаем о том, что видим, и кончается это тем, что мы принимаем наши мысли за реальное положение вещей. Мы говорим о том, что мир является таким-то и таким-то, а заканчивается все тем, что мы убеждаемся, что мир является таким, какой он есть.
Естественно, все, что происходит как следствие внутреннего диалога, приостанавливается, когда нам удается прекратить этот диалог. Именно поэтому дон Хуан говорит о прекращении внутреннего диалога как о ключе, открывающем дверь между мирами.

Кольца силы
Способность осуществлять "извлечение пользы" в соответствии с терминами описания мира, разделяемыми другими людьми, называется "первым кольцом силы", с помощью которого знакомым нам образом мы "нанизываем на крючок" элементы мира и проецируем на них свое описание. Результатом всего этого является такое восприятие, какое мы всегда испытываем. В то же время кольца силы всех людей постоянно сцеплены между собой, поэтому построение реальности в терминах описания является в некотором роде коллективной работой, объединяющей всех, вовлеченных в данную кокретную ситуацию, таким образом способствует тому, что восприятие каждого отдельного объекта является бболее или менее одинаковым для всех участников.
С другой стороны, для того чтобы воспринимать мир в терминах, далеких от обычного описания мира, брухо использует второе кольцо силы, что позвооляет ему создавать другие миры. Хотя все мы обладаем этим вторым кольцом, но пользуемся им только тогда, когда блокируется функционирование первого, что однако редко случается в жизни обычного человека.

Неделание
Основной характеристикой функционирования первого кольца силы является то, что оно может быть заблокировано вследствие совершения нефункциональных действий, далеких от описания и известных как неделание.
Обычное описание мира вынуждает нас поступать всегда в терминах, которыми оно руководствуется, из-за чего все наши действия поддерживают описание и в свою очередь его повторно оценивают. Эти действия известны как делание и в комбинации с описанием, на которое они опираются, представляют собой систему, которая сама себя поддерживает.
Любой тип действий, не соответствующий описанию мира или самого себя, представляют собоай неделание для человека.
Неделание прерывает поток описания, а это прерывание в свою очередь приостанавливает делание известного мира, поэтому неделание является средством, открывающим путь к неизвестной стороне реальности и человека; иными словами, оно является средством доступа к нагвалю, который по отношению к обычному миру является необычной реальностью, а в случае человека, является сознанием другого я.
Поскольку неделание пркатикуется в правой стороне сознания, но обладает способностью доставлять нас к граням левой стороны, то систематические занятия неделанием создают точки соприкосновения между обоими мирами, что постепенно может приблизить нас к объединению обоих способов сознания в оодно результатирующее, известное под названием "целостность самого себя".

Эго как часть описания
Другим аспектом, который особенно следует иметь в виду, является то, что все, на что мы ссылаемся, когда говорим "я" (эго), также является элементом описания, усваиваемого нами. Это часть описания поддерживает на заключенными в некоей форме бытия и нашего поведения, которая хотя и представляется абсолютной и определенной, может быть прервана или приостановлено целиком, что открывает неограниченные возможности в отношении того, кем мы можем быть, или что мы можем делать. В этом смысле неделание, которое приостанавливает течение описания, является открытой дверью к свободе и изменению себя.
Когда посредством неделания личного я, мы прерываем течение описания нашей собственной личности, мы освобождаемся от чар эго, которое почему-то заставляет нас верить в то, что оно представляем собой нашу единственную реальность. И тогда мы можем распознать н ау природу как совокупность полей энергии, свободных и текучих.
Начиная с этого момента, мы можем поставить перед собой задачу открыть самих себя заново без какого-либо принуждения; таким способом, который даст нам возможность по-новому реагировать на те новые ситуации, которые постоянно встают перед нами.

Тональ и нагваль
Одним из наиболее захватывающих аспектов видения Дона Хуана является дуальная концепция реальности, выраженная в терминах "тональ и нагваль". Нетрудно установить близость между этими концепциями и двумя сторонами Ометеотля, как основополагающего принципа мира древних традиций Науа, чьим высшим выражением был мир тольтеков.
В книге "Сказки о силе" Кастанеда дает самое детальное описания тоналя и нагваля. Там нам раскрывается тональ, как пространство, в котором действует обычный человек на протяжении всей своей жизни. Тональ предстает как управляющий, дающий смысл и значение всему, что предстает перед его сознанием, включая все то, чем человек является, о чем он думает, и что делает. Все то, о чем он думает, он может говорить. Разум, мысли и обычное описание реальности является крепостью тоналя, который включает в себя фактически весь спектр известного. Стоит отметить, что поскольку для обычного человека современного общества не существует ничего, кроме известного, весь его сознательный опыт ограничивается окружением тоналя, который начинается с рождением и кончается со смертью.
Нагваль, напротив, является тем, что осталось лежать за пределами тоналя. Он представляет из себя нечто, содержание которого нельзя вообразить. Кастанеда представляет нам образ тоналя в качестве острова, где проходит вся жизнь человека. Он ничего не знает о том, что находится за пределами острова. Нагваль был бы всем тем пространством неисследованной тайны вокруг острова.
Хотя нагваль не может быть понят или описан словами, поскольку понимание и слово соответствует тоналю,тем не менее его можно засвидетельствовать и испытать. И это, очевидно, является одной из целью брухо. Для него не важны попытки понять или рационализировать опыт нагваля, ему интересны только практические возможности, находящиеся в пределах его досягаемости.
Хотя в конечном счете все происходит в нагвале, в обычном состоянии мы поспринимаем только тональ, задачей которого является снабжать реальность нагваля (вселенную эманций орла) порядком и смыслом, которые тем не менее не являются для него характерными, в отличие от трансценденатльной реальности.
Фактически, аспектами мира являются не только тональ и нагваль, но они имеют свое соответствующее выражение во всех человеческих существах, которые имеют свою тональную и нагвальную стороны. На протяжении всего произведения Кастанеда называет их также сознанием и сознание другого я, видящим сон и видимым во сне и так далее.
Фактически тональ, по своему характеру организатора кажущегося хаоса нагваля, охраняет наше существо от его разрушительноговоздействия.
Эта разница между тоналем и нагвалем придает нюанс всей тактике обучения дона Хуана, который разделяет свои инструкции на учение для правой и учение для левой стороны. Целью первого является создание приспособленного, более здорового и функционального состояния элементов острова тоналя, известное как "расчистка острова тонаял", в то время как целью второго является подведение ученика к эксперименту непосредственно с нагвалем таким образом, чтобы выполняя его, он не потерял рассудок. С другой стороны, если тональ каждого индивидуума дает ему порядок и смысл мира и передаваемой реальности, и не имеет трансцендентального существования, было бы уместно задаться вопросом: каким является обычное видение реальности, которое человеческие существа разделяют друг с другом; что заставляет их тональ строить реальность, которую они разделяют между собой.
Частичный ответ содержится в том, что говорится относительно коллективного построения обычного восприятия посредством сцепления первого кольца силы. стоит однако отметить существование так называемого "тоналя времен", что может быть понято как общее описание мир, разделенное члеами каждого общества в конкретное время и в конкретном месте. "Тональ времен" синхронен в интернациональном смысле. Он передается новым человеческим существам, рождающимся в нем и усваивающим его. В тот момент, когда людщиначинают воспроизводить и разделять описание, они утверждаются в качестве членов общества. Это как раз есть "тональ времен", налагающий на каждого индвивида описание, которое он несет в свой личный тональ восприятия, для создания восприятия общего с остальными членами своего общества, хотя конечно присутствуют небольшие различия, присущие отдельному человеку в личной истории каждого.

Сознание и другое я
Левая сторона или нагваль каждого человека известны также как сознание другого я человека, и его высвобождение и включение вновь в реальность личности представляет одну из наиболее упоминаемых тем в произведениях Кастанеды. Фактически интеграция сознания другого я с повседневным сознанием допускает возможность достичь "целостности самого себя".
Так как известно, что сознание другого я, как выражение нагваля, является непостижимым, а его возможности практически неограниченны, так же достоверно то, что на протяжении всех произведений Кастанеды нам представляется множество примеров его проявления. В следующих пунктах оговорим некоторые аспекты, упущенные в произведениях, и которые можно ощутить на практике при помощи соответствующих техник, детализируемых в последующих главах:
- Под квазивоспоминаниями другого я понимаются в первую очередь воспоминания нашего собственного прошлого, хранящегося в памяти левой стороны (другого я), и которые существенно отличаются от тех, о которых нам сообщает наше обычное воспоминание. Они относятся к реальности, не совпавшим с нашим описанием мираа, и поэтому не зарегистрированы нашей обычной памятью и скрываются в сознании другого я.
- Воспоминание о нашей природе, как природе светящихся существ позволяет воспринимать человеческое тело как поле энергии
- Сознание тела во время сна позволяте нам использовать практически наш опыт в области сновидения.
- Сознание смерти является сознанием, придающим воину импульс и необходимую отрешенность для разрешения наилучшим из возможных способов каждой ситуации, в которой он находится.
- У нас есть возможность выравнивания нас сознанием других форм жизни органической или неорганической, какими могут быть деревья, животные или сама земля.

 

Судьба безупречности

Миф о воине
"Воина" не существует, это миф. Красивейший миф нашего мира, отражающий наши самые благородные чаяния как смертных.
Это и приглашение и гид в необычном проессе превращения нас в магические существа посредством воплощения мифа. Все народы земли во все времена имели мифы. Мифы, соответствующие их моральной высоте и их наклонностям. Мифы, которые являются одним из лучших отражений народов их составляющих.
Мифы являются частью сказок многократно передающихся из поколения в поколение. В антороплогическом смысле абсурдно обсуждать, являются ли эти рассказы реальными или вымышленными. Мифы реальны, поскольку они выполняют по отношению к людям реальную функцию.

В мифах люди находят зеркало для отражения своего лучшего лица, и даже неизвестного лица. Это зеркало, в котором отражено лицо другого. Того другого, который явяляется мной и однако не я. Того другог, которым я не являюсь, но мечтаю быть. Того другого, который меня отражает во мне самом, но отличающимся: приподнятом, преобразованном и превращенном в существо силы, магии и прежде всего в существо свободное.
Миф является вечной надеждой человека, который, несмотря на все препятствия, продолжает затаенно мечтать о возможности жизни свободной от противоречий, угнетения, насилия и водоворота, составляющих значительную часть нашей социальной жизни.
Миф является для общества тем, чем мечты являются для человека. Таким образом, миф является мечтой Чесловека, которая нашептывает нам на ухо обещания красоты и свободы.

От мифа о Христе, который, будучи человеком, посредством жизни очищения и служения преобразуется и превращается в Бога, до мифов о Геркулесе, Кетцалькоатле, Виракоче, будде и многих других, темы всегда одни и те же: человек глубоких побуждений живет в мире, который всегда расположен значительно ниже него, конфликт между обществом, в котором он живет, и устремлениями его духа, борьба, сомнения и испытания, через которые он должен пройти, чтобы окончательно достичь своей мечты: постичь хаос и жалкий аспект человеческого состояния.
С другой стороны, мифы являются руководством к действию. Коартой, указывающей, как достичь описываемых магических реальностей. Мифы существуют не для забавы, а для того, чтобы способствовать формам поведения и конкретным действиям, позволяющим человеку выйти из хаоса, в котором он обычно живет взаперти.
Когда человек не умещается на вершите своих мифов, и следовательно, не является способным действовать, тогда он превращает их в догму и погружается в религию. При этом миф теряет свою освободительную роль и превращается в орудие угнетения. То есть он перестает быть мифом. В то время как миф представляет из себя нечто живое, догма - нечто искусственное; первый побуждает к действию, а вторая к покорности. Церкви и их священники в этом случае являются необязательными посредниками, которые в большинстве случаев торпедируют (если не уничтожают) наш путь (являющийся нашей единственной жизнью) к Свободе и Знанию.
У народов, неудачно называемых "примитивными", мифы и ритуалы тесно связаны друг с другом. Обряд, церемония являются для них временем "вне времени". Это пространство, где человеческие существа будут преображаться и воплощаться в магические существа, о которых рассказывают их песни и легенды. Это магическое время, в котором существа силы, света, любви и знания приходят на землю и становятся равными людям, или, иначе говоря, то время, когда люди превращаются в магические существа, которыми они мечтают стать.
Я жил этой магией с уичолями, я видел изнутри церемониал (потому что это нельзя видеть снаружи), как Маракаме превращается в оленя-маис-пейоте; как Татевари (дедушка огонь) поет посредством своего рта, и как люди превращаются в маленькие солнца. И это не означает, как многие полагают, чтоблагодаря только факту употребления пейоте, уичоли могут воплотить свои мифы в церемониал. Каждый может употреблять пейоте или какое-либо другое психоактивное растение; но потребовалась бы жизни, подчиненная дисциплине уичоля и постоянная тренировка, для того чтобы извлечь ту выгоду, которую они извлекают из обладания "настоящим видением", то есть видением, влияющим на лучшие формы жизни.
Таким же образом Путь Воина, на котором Воины являются магическими существами, живя с радостью и силой среди повседневного общества, является мифом нашего времени. Не потому, что Воины или Люди Знания не имеют конкретного существования, оно у них есть, а потому, что они имеют ту же функцию, что и остальные мифы: отражать наши самые дорогие и достойные желания как смертных и приглашать нас к тому, чтобы придать им реальность.
Дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что никто никогда не является Человеком Знания. Таким же образом никто никогда не является Воином, по крайней мере н е всегда, хотя мы всегда н амерены бороться за то, чтобы им стать; мы всегда находимся в пути, как Хенаро в Икстлан. Для нас миф о воине является чудесным приглашением воплотить его, и таким образом, сделать реальным в нашей собственной личности. Он начинает с работы по привнесению небольшой части этого магического времени в нашу повседневную жизнь, когда вместо того, чтобы вести себя как машины, которые просто повинуются чужой пронрамме, мы выбираем действие с намерением и "образ действия воина". Эти моменты света, направляемые в нашу жизнь, и то, что с нами происходит изнутри, явяляются как бы магическим временем некоей церемонии, в которой жизнь гворит персонально с нами и делается нашим другом, и мы понимаем и саму жизнь и силу и знание, выраженные не в воображении, а в конкретных событиях. Образ для того, кто идет по пути Воина, это суровая работа, которую необходимо выполнять чтобы следовать этим магическим моментам. В них состоит воплощение мифа, и они с каждым разом будут все труднее и продолжительнее, вплоть до того момента, когда магия будет превалировать над покорностью, а гармония над хаосом. Вплоть до того, что мечта о силе и свободе станет господствовать над хаотической реальностью обычных людей. Вплоть до того, что мечты станут реальностью.

Быть воином - единственная поддержка на пути к неизвестному
Дон Хуан говорит в перовй книге Карлоса, что дороги к знанию похожи на дороги войны. Идти по ним надо со страхом, с уважением, полностью проснувшись, и с абсолютной уверенностью. Поэтому человек, который идет к знанию, может быть удачно назван воином. Чтобы идти правильным путем, надо действовать как воин. В "сказках о силе" брухо яки раскрывает нам, что жизнь воина "это клей, который удерживает все части..." его знания.
Дух воина - это один из центральных терминов во всем произведении Кастанеды. Дон Хуан говорит Карлосу, что только в качестве воина можновыжить в мире брухо, хотя не обязательнобыть брухо для того,чтобы быть воином. Возможность не простая, но открыта каждому человеку.
Образ действия воина, о котором нам говорит произведение Кастанеды, почти или вообще ничиего не имеет общего с человеческими войнами такими, какими мы их знаем, главным образом потому, что не связан с насилием или попыткой разрушения чего-либо или кого-либо. Это немного сложно понять в такой культуре как н аша, где слово война означает один из самых часто используемых видов действий обычного человека, будь то в индивидуальном или в социальном смысле, и который всегда относится к попытке навязать другим наши собственные условия, посредством хитроумных действий или дерзкого насилия. Однако незападный мир сумел познакомиться с понятиями о войне и борьбе, которые не имеют ничего общего с войной такой, какой ее знают на западе. Примером этого могут служить флоридские войны, проходившие в д околумбовой Мезоамерике, они никогда не были поняты правильно западными историками именно из-за своего ненасильственного характера.
Видение образа воина доном Хуаном и борьба, которая происходит, является другим существенно отличающимся примером понятия войны. Воин является воином потому, что всегда находится в борьбе. Его борьба есть борьба против собственных слабостей и ограничений, против сил, которые противятся возвеличиванию своего знаания и своей силы, против сил свое судьбы обычного человека. Он хочет отвеоевать возможность выбирать сам по себе, каким быть и как жить. Это борьба за гармонию и спокойствие. Это борьба за свободу, начинающуюся внутри него самого, чтобы спроецироваться оттуда на все, что составляет мир, в котором он действует. Это борьба молчаливая, нежная и веселая.
Деятельность воина является понятием, направление, настойчивостью в выборе сильного и подходящего образа в каждом деле.
Может быть самым отличительным признаком воина является стремление к безупречности в каждом из своих действий, вплоть до самого минимального. Под безупречностью подразумевает: произвести самое лучшее в каждом деле, что с точки зрения энергии означает ее оптимальное использование. Коггда все прочие мотивации рушатся, воин все равно будет упорствовать в форме своего поведения, даже если бы он был единственным в самой безупречности.

Исходя из этой найденной концепции, возникает вся серия установок, применимых почти ко всему множеству человеческих действий. Это воздержанная жизнь воина, котрая дает равновесие и необходимую поолноту для разрешения всех трудных моментов на пути к знанию без привнесения, на сколько это возможно, вмешательства своего разума и чувства жалости своего эго в данный момент.
Каким бы ни было осуществляемое занятие, он может добиваться его выполнения, действуя как воин. Действуя таким образом как тот, кто всегда находится в борьбе и не бывает нардивым, не допускает ни небрежности, ни излишеств, преобразует самое простое из своих действий в вызов возможности перемещаться за пределы своих границ всякий раз, чтобы быть еще лучше, еще сильнее, еще нежнее, еще реальней...
Среди элементов, составляющих основное вооружение воина, мым ожем выделить волю, как силы, которая эманирует сама по себе, чтобы прикасаться и чувствовать мир, и еще чтобы управлять им; силу, которая должна привести его к самым великим и интенсивным битвам, тем самым, которым его разум не отваживался противостоять. Дело в том, что воин уже больше не является человеком, скованным страхами и фантазиями своего мышления. Но он прислушивается к совим чувствам, и это явяляется его личной силой, это основной энергией, которая с такими усилиями накапливается и увеличивается.
Он обладает полным осознанием своей неотвратимой смерти и считает каждый поступок своей последней и из-за этого лучшей битвой. поэтому смерть явяляется его постоянным попутчиком, вселяющим силу в каждый его поступок, преобразуя его время живого человека на земле в магическое время. Сознание неизмбежной смерти снабжает еготакже необходимой отрешенностью: они ни за что не цепляется и ни от чего не отрекается.
Равнодушный ко всему, сознающий кратковременность жизни и постоянство борьбы, воин учится строить свою жизнь с помощью силы своих решений. Он активен в любой момент времени, чтобы добиться контроля над самим собой, и достигнув этого, он добивается контроля над своим личным миром. Он берет в свои руки курс своей жизни и управляет им стратегически. Каждая мелочь, которую он делает, является частью его стратегии. Фактически котроль и стратегия являются двумя факторами, постоянно присутствующими в его способе идти по этой жизни.
Контроль является постоянным усилием для достижения управления (намеренно) различными элементами, которые влияют на форму бытия и жизни. Он применяется ко всему, что воин делает, вследствие контроля его действия и реакции (ответные действия) не являются результатом риска, внешних обстоятельств или эмоциональных срывов, но являются вовлеченными в стратегию его жизни. В ней нет места капризу, механическому действию или импульсивным поступкам, потому что действия воина не являются несвязанными и разрозненными, а всегда согласуются с условиями предварительно выбранной стратегии, которая используется для достижения целей, выдвинутых как выражение его самого личного предпочтения.
Элеметны, составляющие стратегию воина, являются элементами пути с сердцем, для того, чтобы дать время воспользоваться и насладиться каждым моментом жизни.
Используя свою волю, контроль и стратегию, и сознание неизбежной смерти, воин учится сводить на нет свои потребности. Он отдает себе отчет в том, что потребности порождают нехватки и несчастья. Таким образом, не нуждаясь, он не жаждет и не заботится, поскольку он может действовать без груза потребностей, беспокойства или несчастья. Когда он перестает нуждаться, поскольку он не имеет спешки, он может присоединиться ко всему, к чему потребуется.
Со своими пропавшими потребностями, все, что он имеет, и все, что он получает, вплоть до самого малого и самого простого, становится чудесным подарком, и жизнь, независимо от того, сколько имеется, приходит в постоянное состояние изобилия.



Деловая Сеть

 

2. Специальное управление повседневной реальностью

Тело как поле энергии
Путь к личной силе

Энергия
Как для дона Хуана, так и для его ученика Карлоса, мир состоит не из объектов, какими они представляются нашему взгляду, а из полей энергии. Эта мысль, очевидно, не противоречит и объяснениям современной физики. Идея энергии является одним из основных элементов всего мышления и практики дона Хуана. Это является отправной точкой и коннечным пунктом всего, что делает Воин.
Для дона Хуана мир желаний или мир идей имеет мало общего с делами людей,в то время как энергия или личная сила (то есть та энергия,которой мы распологаем) является тем,что определяет все:возможное или невозможное.В "Путешествии в Икстлан" об этом говорится так: "Человек представляет из себя ничто иное как сумму своей личной силы...."

Свет или эго?
В произведении "Внутренний огонь" Кастанеда в качестве центральной темы упоминает, об " искусстве быть сознающим бытие", и говорит нам,что одной из его существенных истин является то, что мы представляем собой поля энергии или своеобразные " светящиеся яйца". На первый взгляд это не является большим секретом или великой истиной, но в действительности знаменует один из центральных элементов,на котром основывается вся практика системы дона Хуана.
Нетрудно согласиться с тем, что все,что мы делаем,требует энергии. Никакое действие не может быть реализовано,если человек не обладает необходимой для этого энергией,идет ли речь о марафоне в городе Мехико,отказе от старой привычки или просто о подъеме с постели. И то же самое относится к любому другому действию.
В то же время,хотя каждый человек имеет энергию,в жизни обычного человека она уже полностью распределена в повседневных действиях его жизни,определяемых его прошлым. Иными словами,дело заключается в том,что вся энергия человека уже вложена в область известного,и не остается никакого излишка,чтобы подступиться к неизвестному.
Если я хочу предпринять что-нибудь новое,отсутствующее среди того,что я обычно делаю,мне понадобится "свободная" энергия,то есть та,которая имеется в наличии для реализации предпринимаемого.Как раз в этом заключается причина огромной трудности, с котрой сталкивается обычный человек,желающий изменить или произвести действия и результаты, отличные от тех, котрые составляют "норму" всей его жизни.Он не имеет в распоряжении достаточного количества энергии.
С другой стороны, все то, что он как воин предпринимает на пути к знанию, будет всегда нуждаться в энергии. Он знает,что путь к неизвестному и все изменения, котрые он должен будет осуществить со своей личностью, потребует не только достаточного уровня энергии, но также и того, чтобы одна основная часть этой энергии "была бы в распоряжении".Именно поэтому он рассматривает все с точки зрения энергии. Это тайная часть светящихся существ: мы являемя энергией,и все наши действия влекут приобретение или растрату нашей жизненной энергии. Воин знает,что каждое действие укрепляет или ослабляет нашу энергию, и поэтому он становится крайне бережным к природе своих поступков,в котрых он всегда ищет безупречность.Только так можно оптимально использовать энергию.
Суть вопроса заключается в следующем: если мы перестанем воспринимать себя в качестве эго и согласимся с тем, что мы- поля энергии, то не только наш способ видения реальности, но и наш образ поведения в ней будут стремится измениться. Если в качетсве эго мы вынуждены совершать огромное количество действий, ориентированных на отстаивание эго,то в качестве полей энергий мы должны будем уделить наше внимание способу, которым мы используем нашу энергию для ее увеличения или уменьшения, и поэтому наши действия будут направляться на адекватное использование энергии,известное также как " след" воина- безупречность.
Можно на простом и конкретном примере рассмотреть случай с человеком, переживающим ситуацию,в которой его эго терпит поражение; он реагирует с раздражением на то, что его жена не приготовила вовремя обед, когда он пришел с работы. Как эго, он чувствует себя обиженным,поскольку эго требует, чтобы ему возводили культ и принимали за истину все, что касается его самого, поэтому он начинает кричать и угрожать жене, ища в ней подтверждения того, что важнейшее эго ее мужа заслуживает обращения с большим уважением. Если он этого добьется,она станет плакать, попросит прощения или поспешно и с грустью приготовит еду. В завуалированном виде этому эго ( а не реальному лицу) своего мужа будет выражено нечто вроде: да,я верю, что ты существуешь, и ты реален, я верю также, что все, что ты говоришь себе и мне в отношении себя не подлежит сомнениям.
Очевидно, это случается потому, что (как это всегда бывает) всякий раз когда эго сталкиваетс с тем, что реальность по отношению к нему не подтверждает его, эго начинает чувствовать сильные сомнения относительно своей собственной реальностии ощущает себя в опасности, поэтому прибегает к средствам, котрыми его снабжает личная история, чтобы манипулировать реальностью и людьми его окружающими, вплоть до того, чтобы вынудить их согласиться с его существованием. Для этого будет сердиться, обижаться, унижать или даже угрожать самоубийством, вплоть до получения желаемого подтверждения. Только так эго может самообманываться и заставлять себя верить в свое существование, хотя в глубине знает,чем оно на самом деле является- специфической массой ничего. И поскольку фактически оно знает, что не имеет конкретной субстанции, то не переставая ищет своего подтверждения извне. То есть, чтобы другие человеческие существа( которые обычно заняты тем же самым делом) соглашались и поступали так, как будто бы вопрос является насущным и представляет из себя реальность.
Ничего подобного не может произойти, когда мы действуем в соответствии с осознанием того, чем реально являемся- полями энергии.
Человек в истории из предыдущего примера поступил бы иначе, если бы воспринимал себя самого в качестве поля энергии. В этом случае он рассматривал бы в первую очередь оптимальное использование своей энергии. Он бы знал, что раздражение потребляет большое количество энергии, и ничего не дает человеку, кроме слабости, плохого здоровья и плохого качества жизни, что не создает ни адекватного, ни желательного употребления своей энергии. Таким образом, вместо того, чтобы впустую тратить свою энергию, он оценил бы различные варианты действий; возможно он спокойно подождал бы, пока ему приготовят еду, ими помог бы ее готовить.

Личная сила
Наставления дона Хуана в отношении всего, что человек делает и не делает, может и не может, что с ним происходит или нет, зависит от его личной силыи соответствует основному образцу поведения воина: безупречности. Слова о том, что воин всегда старается быть безупречным, относятся к факту настойчивого поиска наилучшего из возможных употреблений своей энергии.
Что касается нашей природы, как полей энергии, то можно выдвинуть некотрые основные предположения:
А) " Все,что имеет отношение к происходящему с живым существом, и все, что оно делает, определяется уровнем его энергии или личной жизни".
В большинстве случаев обычные люди полагают, что происходящее с ними определяется факторами,котрые ускользают от их контроля, поскольку находятся вне их, или потому, что они конечно же являются неотъемлемыми характеристиками их персоны (эго).
Так, часто можно слышать людей, рассказывающих о своей плохой судьбе как о чем-то, что происходит с ними независимо от них самих; или же людей,которые чувствуют, что вещи (особенно те,что им неприятны) происходят с ними потому, что кто-то другой им посоветовал что-то сделать. Или, если они принимают это в качестве своего собственного дела, они снова будут говорить о вещах, которые не могут контролировать: "дело в том,что я- такой..., у меня нет силы воли..., у меня характер очень вспыльчивый..." и так далее.
Таким же образом весь этот огромный расход энергии, который мы затрачиваем на принятие нереальных решений, и последующие жалобы, что их не удалось выполнить, являются явлением, трудным для понимания.
Почему, если вчера я был уверен, что встану и выполню некотрые упражнения,сегодня я не испытываю ни малейшего желания делать это...? Как будто речь идет о двух различных людях... Самое большее,что в подобных случаях приходит на ум сказать: "Происходит то,что я не имею силы воли..." И понимаем "волю" так, как ее понимает брухо: как накопление имеющейся в распоряжении энергии. Обыкновенный человек верит однако, что "сила воли" является характеристикой личности, она или есть или нет и не может быть развита.
В мышлении дона Хуана дело обстоит иначе. Все что с нами происходит зависит от нашей личной силы, и только от нас самих зависит, будем ли мы ею обладать или нет: добрая или злая судьба; хорошее или плохое здоровье; успех в том,что предпринимается; обладание связями и любовью людей; двери открывающиеся и закрывающиеся на нашем пути. Излишне говорить, что тот,кто имеет высокий уровень энергии, обычно имеет хорошую жизнь (кроме тех, кто пользуется данной энергией вне контроля), в то время как люди, уровни энергии которых нихкие (большая часть человечества), обычно имеют серые жизни, зачастую болезненные до самой смерти. Не будет преувеличением сказать, что тот, кто обладает энергией, имеет и может все, в то время как тот, кто испытытвает в ней недостаток, будет всегда бедствовать, даже если он купается в материальном достатке.

Происхождение личной силы
Б) "Уровень энергии каждого существа зависит от трех основных факторов: количества энергии, с которой он был зарожден; способа, которым он увеличил или уменьшил ее на протяжении своей жизни; и способа, которым он использует ее в своей текущей жизни".
При рождении,каждый человек имеет определенные характеристики, унаследованные им от своих предков, в основном от своих родителей, хотя практически наследственность простирается дальше, включая родителей родителей и так далее. Влияние предков однако тем меньше, чем дальше поколение,о котором идет речь. И это относится не только к физическим, биологическим и физиологическим чертам, но это также относится к энергии. Родители дают нам не только биологическое наследие, но и наследие "энергитическое".
Первым элементом является конечно же, каким количеством энергии обладают родители, и вторым, какое ее количество они уступают плоду в момент его зарождения.
В одной из бесед Карлос Кастанеда рассказывал мне,что дон Хуан имел простое объяснение на эту тему: если человек был зачат с высокой степенью страсти "этой любви за дверью...", то родители предоставили ему большое количество энергии,и человек рождается "сильным". Если наоборот,человек был зачат в развитом цивилизованном обществе, возможно после многих лет супружеской жизни, при включенном телевизоре, или как говорил Карлос, в качестве плода "скучного овладевания...", его уровень энергии с рождения будет очень низким.
По счастью, наше энергетическое наследие не является единственным фактором, который на уровне энергии определяет наш жизненный уровень. На него влияет также форма, в которой мы используем наше наследие, будь оно велико или незначительно.
Поэтому тот, кто имеет низкий уровень энергии, но использует ее наилучшим образом, будет несомненно находится в лучшей ситуации чем тот, кто имеет много лишней энергии,но вне контроля. В первом случае мы можем видеть людей, родившихся с низким уровнем энергии, а потом (объясняют ли они это такими словами или нет) начинавших двигаться по пути воина, что в то же время позволяет им увеличивать уровень своей энергии. Во втором случае мы имеем дело с людьми, котрые родившись с большим количеством энергии, применили ее только на удовлетворение своих капризов и собственной важности, что естественно истощило уровень их энергии. Это тот тип людей, котрые добиваются своего не сильно утруждаясь, или же которые с легкостью малнипулируют теми, кто их окружает, ничего не давая взамен, предпочитают быть любимыми, но не любят. Эта самая легкость исполнения их желаний ведеи их к вялости и слабости. Хозяева других, но рабы своих собственных слабостей.
Хотя идеальным условием является: много энергии и совершенный контроль и умеренность, на практике больше дает работа, чем талант. Тот,кто родился с малым количеством энергии, но работает над тем, чтобы адекватно ее использовать (безупречно), обязательно ее увеличит. В то время как родившийся с высоким уровнемэнергии, много раз станет вялым и слабым из-за легкости, который ему предоставляет данный уровень. Для вышесказанного не существует общего правила, и только от усилий каждого будет зависеть полученный результат.
В отношении энергии стоит отметить, что существуют определения прошлого и настоящего, могущие быть непрерывными или прерывающимися между собой. С одной стороны: "С каким количеством энергии я родился, и что я сделал с ней на протяжении всей жизни?" И с другой стороны: "Как я ее использую и какие изменения могу осуществить?" Вывод из этого всего заключается в том, что никто не приговорен ни своим рождением, ни своим прошлым. Мы можем изменять использование нашей энергии,также как восстановить ее или увеличить.

Зависимость от прошлого
В) "Форма, в которой обыкновенный человек использует свою энергию, не яляется производной судьбы или его выбора, но определяется его личной историей".
Современному человеку очень нравится считаться свободным, но возможность выбора применима только к очень малой доле множества его действий. Оставляя в стороне все действия и функции, обусловленные биологическим наследием, мы обнаруживаем, что большие и маленькие поступки совершаемые им внутренним или внешним образом определяются его личной историей, Социальный класс,национальность, пол, характер, личность, религия, политическая идеология, комплексы и травмы, вот только некоторые примеры многочисленных деталей, которые образуют личную историю, и которые определяют наше повседневное существование. Действительно, когда мы полагаем, что принимаем решение, мы делаем ни что иное, как осуществляем действия, на которые нас запрограммировало наше прошлое. Также как машина осуществляет только те операции, для которых она была создана. Так определяются наши верования, желания, выборы, ограничения, слабости и таланты. Мы не выбираем с кем разговаривать, ни с кем нам иметь отношения, ни места, которые мы избегаем или посещаем. Но за всем этим стоит наша личная история, которая выражается, конечно же, в структуре нашего эго.
Таким образом эго и личная история являются институтами, тесно связанными, в полном соответствии с тем, что первое является оперативным выражением второго. Наше эго, вот что изо дня в день заставляет нас поддерживать личную историю, действуя под ее диктовку. Этим данная история обновляется, а эго, исходящее из нее, самоутверждается. Мы можем только выбирать среди исходов, содержащихся в узких рамках, которые являются проекцией нашей личной историей сквозь время.
Что касается предыдущего, использование нашей энергии в качестве обыкновенных людей, то есть действия, которые мы осуществляем, отвечают определению нашего прошлого, в которое обычно не вмешивается наша воля. Не стоит и говорить, что такое повседеневное использование энергии обычно носит изнурительный характер, это само по себе мало приятно; мы можем в этом убедиться, взглянув на лица людей на улице, в метро, или застав их в своих автомобилях в обычной городской пробке.

Охота за силой
Г) "Даже тогда,когда обычные люди используют свою энергию, выполняя повседневные дела, эманирующие их личную историю,они могут произвести следующие фундаментальные изменения в состоянии своих энергетических полей:
1. Изменение направления использования энергии.
2. Сохранение энергии.
3. Увеличение энергии".

1. Изменение направления использования нашей энергии является возможностью, которая на первый взгляд вступает в противоречие с нашими предыдущими положениями. Если использование нашей энергии уже предопределено прошлым, то как мы в таком случае может изменить предопределение? В действительности подобное изменение в использовании нашей энергии возможно, хотя и необычным образом. Противоречие разрешается на практике.
Начнем со специального использования поведения, выбрав осуществление действий, которые пересекаясь с полем наших возможностей, таких как эго, являются в то же время полностью непривычными, как будто бы они находились за границами того, что для нас возможно. Такие действия очень удачно могут быть названы действиями с намерениями, или неделанием, поскольку они не возникают из обусловленности нашего прошлого и имеют результатом продвижение, постепенно открывая поле наших возможностей. Это происходит потому,что,в силу сопротивления выполнению непривычных действий, мы создаем разновидность разлада наших шаблонов использования энергии, которые, как следствие, "ослабевают", Когда происходит данное ослабление, мы находимся в лучших условиях для того, чтобы перенаправить энергию, ранее использовавшуюся в разбазаривающих действиях, на новые более подходящие действия. В тот момент, когда мы нацеливаем часть нашей энергии в сторону менее расточительного расходования, мы начинаем создавать остаток энергии, позволяющим на продвинуться еще дальше в перенаправлении нашей энергии. Все это конкретным образом выразится в постепенном увеличении вещей, которые в нашей жизни последуют из области невозможного в область возможного. Примеры могли бы быть бесконечными. Бросить курить или пить, перестать раздражаться, слушать песни деревьев или понимать голоса птиц. Естественно, если мы упорствуем в стратегическом выполнении новых возможных действий как результата поступков с намерением, наше поле чувственных и жизненных воможностей будет еще более расширяться, и так далее до тех пор, пока тенденция действия в соответствии с личной историей оканчательно не исчезнет. Когда это произойдет, то можно сказать, что человек стер свою личную историю и поэтому освободился от нее.
Все изменения, о которых мы говорим, конечно же определяются уровнем энергии, с которого они осуществляются. Нельзя осуществить никакого изменения, если для него не имеется необходимой свободной энергии. Если мы поняли предыдущее, нам станет ясно, что каждое новое действие может осуществиться, только если мы сможем отыскать способ увеличить нашу энергию, или за счет ее извлечения из наших повседневных действий ( желательно из расходуемых впустую), и применения ее к действию с намерением. Таким образом, перенаправлять энергию, не занимаясь ее сохранением и увеличением, является не полной стратегией, действия, и поэтому ограниченной.

Сохранение энергии
2. Увеличение личной силы или имеющейся энергии претендует на то, чтобы быть ключом всего вопроса. Но однако это не так, по крайней мере не в начале. Посмотрим почему.
На этих высотах мы можем понять, что невозможно осуществить никакого нового или неведомого действия, не распологая для этого излишком энергии, поскольку вся наша энергия уже распределена в соответствии с указаниями личной истории. Но где и как мы можем приобрести этот излишек энергии? От солнца и земли, являющихся основными источниками нашего энергитического снабжения. Однако, наши отношения с солнцем и землей также определяются личной историей и ограничиваются из-за этого энергией, которую мы потребляем почти исключительно через продукты. Мы знаем, что съев больше, мы не получим больше энергии, хотя хорошее качество нашего питания может помочь.
В общем случае нам не известно, как можно получить энергию солнца и земли не только через питание. Мы имеем возможность получить дополнительную энергию непосредственно от них, посредством различных упражнений. Многие народы неевропейских традиций знали и знают различные процедуры или ритуалы, чтобы этого достичь. Несмотря на то, что я лично знаком с некоторыми из таких процедур ( о которых я расскажу чуть позже), сейчас я должен указать на то, что все они бесполезны, если выполняющий их человек не распологает необходимой энергией для того, чтобы они действовали как настоящие "проводники к источнику". Я имею ввиду, что если хочется иметь больше энергии, первое что нужно- заранее распологать энергией. Это также, как говорил Иисус Назарет: "Всякому имеющему воздастся и приумножится, а у неумеющего отнимется и то, что имеет..."- получается опять противоречие. Однако это можно объяснить, если мы примем в расчет, что начали плясать вокруг энергии: есть разница между просто энергией и энергией "имеющейся в распоряжении".
Мы знаем, что все мы обладаем энергией, будь ее много или мало. Мы также уже знаем, что, как обычные люди, мы имеем ее в распределенном виде. Всю. Однако, ксли бы мы захотели иметь больше энергии, чем то количество, которое мы используем или (что проще) использовать меньше того, что имеем, в этом случае нам бы удалось добиться остатка энергии "свободной" или "имеющейся в наличии". Эту энергию можно назвать личной силой, и именно она требуется, чтобы приступить к тому, что находится вне диктуемого личной историей, включая осуществление накопления энергии непосредственно от солнца и земли, или жизнь более свободным образом.
Хорошо, если для того, чтобы произвести накопление энергии, мы нуждаемя прежде всего в личной энергии , то как нам прийти к ней? Ответ таков: "сохранять ту энергию, которую мы обычно используем в повседневной жизни". Метод простой, но беспокойный. Если мы мржем приостановить некоторые из внутренних или внешних действий, которые мы многократно осуществляем, энергия, используемая в них "освобождается", чтобы стать наличной энергией, которая может быть использована для встречи с неизвестным и тем, что находится вне диктуемого нашей личной историей.
Однако не все действия в нашей жизни могут быть приостановлены. А среди тех, которые мы действительно можем приостановить, не все являются негативными, говоря в энергетическом смысле. Именно поэтому воины составляют личный список расхода своей энергии, что позволяет им знать спомощью техники отслеживания себя, как они используют энергию. И затем они вырабатывают стратегию для того, чтобы перенаправить ее использование и добиться сохранения наличной энергии. С этим списком изучающий может выбирать среди огромного количества сових повседневных действий те, которые не являются изнурительными и разрушающими (антиэнергетическими), и осуществлять работу по их временному или окончательному приостановлению.
Естественно, возможность эффективно приостанавливать действия, принудительно осуществляемые под воздействием личной истории, зависит также от того, располагаем ли мы необходимой энергией, чтобы сделать это. Это частично понятно в отношении психологии, душе, привязанностям и так далее.
На практике очень даже может случиться так, что после того, как мы отберем действия, которые по своей изнуряющей природе будут соответствовать практике сохранения энергии, мы сталкиваемся с тем, что не можем завершить из приостановление.
Однако существет способ отбросить это затруднение, кажущееся неразрешимым. Речь идет об использовании того, что называется "минимальным" пространством личной свободы.
Это минимальное пространство свободы является тем, что мы можем выполнить, и что, по-видимому, применяется только к малозначительным областям нашего существования.
Как обычные люди, мы не можем, например, немедленно приостановить такие привычки, как курение, раздражение или самосожаление. Но тем не менее мы можем, к примеру, улечься спать в другом положении или вовсе на полу. Наверно все таки мы сможем понаблюдать в течение двух недель наши первые мысли после пробуждения и последние перед сном, и если мы отметим, что они являются изнуряющими и отрицательно влияют на ежедневное использование нашей энергии, в таком случае на протяжении двух последующих недель лучше специально думать о чем-нибудь другом.
Работая со списком расхода энергии, можно открыть многочисленные простые действия, позволяющие нам сразу же начать сохранение энергии. После того, как однажды такое накопление начнется, сама накопленная энергия позволит нам постепенно продвигаться вперед, овладевая формами сохранения энергии, которые вначале не могли быть нам доступны из-за недостатка необходимой энергии. Таким образом, энергия приносит энергию.
Примерами обычных изнуряющих и повторяющихся привычек являются: табакокурение, употребление алкоголя, споры, избыточный сон, излишние размышления, суждения относительно других, критика, обвинения, жалобы и воображаемое отождествление с насильственными ситуациями, такими, какие мы видим в кино, по телевидению или в заголовках газет, если вспомнить только некоторые.
Отдельного комментария заслуживают эмоции и собственная важность, представляющие в действительности два основных источника бесполезного и вредного разбазаривания энергии, и, как привило, свзязанные друг с другом.

 



 

Эмоции
В этом параграфе имеет смысл для практических целей провести различие между эмоциями и чувствами.
Разница гораздо проще, чем это можно было бы предположить. В то время как чувства являются естественной реакцией на то, в чем мы отдаем себе отчет, и что мы воспринимаем; эмоции, наоборот, являются продуктом не восприятия, а разума (что вообще говоря, не является уж очень разумным в обычном человеке). Чувства не являются ослабляющими, в то время как эмоции являются ими в высокой степени.
Основные чувства - радость и грусть, возникают из-за того, что мы отдаем себе отчет в них; наше тело, например, когда имеет неясное видение своей фатальной судьбы, сообщает нам это в форме печали или меланхолии, которые не являются ни болезненными, ни изнуряющими, а очищают нас от мелочности и нам при этом делается хорошо.
Таким же образом подлинная радость, которая содержит внутри себя добро, и которую нельзя вызвать искусственным образом - шутками или комедиями - возникает из того, что отдается отчет в том, что происходит не по причине разума; это происходит тогда, когда наше существо воспринимает нечто, что его радует.
Мы не нуждаемся в мыслях для того, чтобы испытывать счастье жизни, которая рождается, движется, которая нас обнимает лаской или взглядом; это колибри, пьющее сок с цветка, и дерево, танцующее с ветром.
Эмоции, наоборот, возникают не из восприятия, а из размышления; они не могут производиться без того, чтобы мы о них не думали, и поэтому, оставив восприятие на втором плане, эмоции помещают нас в ситуацию, в которой мы с трудом можем управлять нашей реальностью при помощи рассудка.
Типичными примерами эмоций являются гнев, ревность, обида, зависть, самосострадание, саморазрушительная депрессия и так далее.
Все эти эмоци не могут возникнуть, если мы перед этим не имели соответствующих мыслей. Кто может обидеться, не думая? Никто! Чтобы обидеться, мы должны побеседовать сами с собой, и сказать самим себе, что с нами поступили несправедливо и что мы этого не заслуживаем, или аналогичные мысли. Тот, кто этому не верит, пусть попытается обидеться без слов и мыслей.
Рассмотрим пример влюбленного, испытавающего ревность. Он уведил, как его возлюбленная, улыбаясь, беседовала с каким-то другим мужчиной. Ведь есть просто факт: женщина разговаривает с мужчиной (неизвестным), и еще она улыбается. И что, этот факт вызвал ревность? Нет. Опустошающую эмоцию ревности вызвало то, что наш влюбленный видел много фильмов, слышал ранее достаточно много "песен любви" по радио или пережил разлад в любви своих родителей до того, как он увидел свою невесту разговаривающей и улыбающейся с чужим. Он вынужден мысленно начать с собой беседу о том, что она не имеет причины предвать таким образом, и что единственным мужчиной, способным вызвать улыбки этой девушки, должен быть он, что он ее не обманывает с другими женщинами, или, по крайней мере, не так нагло, как она ему отказывает в уважении и т.д., и т.п. Это тип мышления, а не факты сами по себе, приводит к такому болезненному и изнуряющему опыту, каким является ревность. И в данном случае почти не имеет значения, что женщина на самом деле разговаривала со своим двоюродным братом, что она просто болтала со своим другом или действительно имела другого возлюбленного. Ревность исходит не из этого, а из головы ревнивца.
После того, как однажды мы погрузились в эмоциональный срыв, реальность отдаляется с каждым разом все дальше; чем больше мы говорим, тем меньше воспринимаем, и так далее. Как мы можем управлять реальностью, будучи от нее настолько далеки? Конечно, мы ее насилуем, и в данном случае способны покончить с любым появившимся побегом любви или красоты, и все равно при этом склонны чувствовать себя жертвами. Так мы изнашиваем себя как людей. Поэтому стоит еще больше бороться за то, чтобы стать воином.
Как и большинство наших действий, эмоции тоже повторяются и определяются личной историей. Такм образом для каждого, имеющего собственные "эмоциональные привычки", они будут одной из его личных форм растраты его энергии и ослабления. Поэтому нетрудно обнаружить, если мы тщательно проэкзаменуем себя, что конфликты и эмоциональные проблемы нашей жизни циклическим образом повторяются, неважно, что меняются люди или места, проблемы повторяются снова и снова.
Все предшествующее справедливо и для остальных эмоций, таким образом они являются вредными, и в то же время повторяются.
Но теперь мы знаем секрет, который, при условии его использования на практике, является бесценным сокровищем: эмоции не могут возникать без соответствующих мыслей.
Это дает нам непосредственный способ сохранения энергии. Если мы находимся на грани падения в какую-либо ослабляющую эмоцию, мы можем просто войти в состояние внутреннего молчания, и ослабляющая эмоция не возникнет; если эта альтернатива не относится к нашим актуальным возможностям, тогда мы можем изменить содержание внутреннего диалога: мы сочиним песню на слова наших мыслей, зарифмуем их, перейдем на иностранный язык или просто сконцентрируемя на таблице умножения, или какой-либо детской песне, в данном случае все равно. Без соответствующих мыслей эмоции отсутствуют.

Собственная важность.
Хотя в данной главе мы не будем заниматься непосредственно собственной важностью и формами ее ослабления или избавления от нее, необходимо прокомментировать данное понятие, поскольку согласно списку расхода энергии, она отбирает более 90% нашей энергии, не принося никакой пользы, кроме болезней, одиночества, слабости и вообще плохого качества жизни.
Фактически, большая часть нашей личной энергии уходит на деятельность, связанную с собственной важностью, которая является частной формой, с помощью которой наше эго организует реальность и управляет ею для того, чтобы стараться самоутвердиться и убедиться, что эта реальность существует. Не углубляясь пока в тему, рассмотрим несколько примеров деятельнсти, связанной с собственной важностью.
Самый глобальный из них - отстаивание эго. Отнесемся к этому серьезно, пытаясь понять, сколько энергии мы на него тратим. Сколько тратим, чтобы защищать себя, сохраняя образ, пытаясь повлиять на мнение остальных о нас, пытаясь быть одобренными, защищая себя, когда нас критикуют, пытаясь самыми сильными, или самыми презренными, или самыми непонятными, или самыми чувствительными, или самыми жестокими, или самыми обиженными; или самыми, самыми, всегда что-нибудь еще самыми. Сколько в нас важности!
Поэтому мы живем прикованными к тому, что у Кастанеды называется "отражением самого себя", и одна из основных граней этого - образ нас самих, который мы пытаемся спроецировать на остальных людей.
На это уходит большая часть нашей энергии. Именно поэтмоу искренность или, по крайней мере, уменьшене собственной важности становится одной из основных целей воина, и в частности практикующего Сталкинг. Это делается не из моральных соображений, потому что воин не руководствуется моральными абстракциями, а "безупречностью". Он осознает себя как поле энергии и поступает в соответствии с этим.
Из вышесказанного следует, что Собственная важность является фундаментальной областью в отношении того, что касается сохранения энергии. Борьба воина и техники, которые этому способствуют, заслуживают отдельной главы, посокольку они являются первыми из неделаний личного Я. (в феврале - в разделе "Практика и обучение")

Д) "Все, что касается человеческих существ в отношении личной силы, применяется и к остальным живым существам, относящимся к полям энергии (в аналогичных полях энергии)".
Дон Хуан обыкновенно упоминал о существовании и возможной встрече с "магическими животными", магия делала их практически неуязвимыми; они были неуловимыми для охотников. Их особая сила определялась тем, что в отличие от себе подобных, они не имели привычек, что давало им экстраординарную свободу, легкость и силу. Он говорил, что является большим везением встретиться с кем-либо из этих существ.
Фактически, среди животных тоже действует принцип Личной силы. Проще говоря, животные с "лучшей судьбой" обладают большей энергией. Поэтому они имеют возможность жить более интенсивной и полной жизнью, чем им подобные. Это относится и к растениям, и остальным живым существам. Энергия дерева, например, может быть настолько сильной, что даже отдых в его тени или среди его ветвей может произвести большой, обычно благоприятный эффект.
Таким же образом то, что происходит среди животных, относится и к людям: существующие без привычек и представляющие более высокий уровень энергии, превращаются по праву в магические существа, следовательно, руководтвуясь не ординарными правилами обычного человека, а руководят своей жизнью, судьбой и обстоятельствами посредством специальной силы, находящейя в их рапоряжении, но которой они также непреклонно служат.

В ближайших обновлениях следующие главы из книги Виктора Санчеса "Учение Дона Карлоса"

 
Гостевая книга   На главную страницу    О "Центре Дени"